Когда человек от души молится за других,
то Ангелы-хранители этих людей молятся за него.
Твоя молитва, как отраженный свет, усиленный молитвами Ангелов,
возвращается к тебе.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных?
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и других Небесных Сил было установлено в начале IV века, примерно в 363 году, на Поместном Лаодикийском Соборе. На этом соборе было отвергнуто и осуждено еретическое поклонение ангелам, как властителям мира и творцам, а также утверждено православное почитание этих небесных созданий. В недельном круге богослужений Православной Церкви, понедельник – день памяти сотворения сил Бесплотных, посвящается Небесному воинству.
Когда празднуется Собор Архистратига Михаила?
Совершается праздник 21 ноября по новому стилю (8 ноября ст.ст.). Раньше год начинался с марта месяца, поэтому ноябрь приходился девятым по счету в соответствии с числом девяти Ангельских чинов (эта классификация была введенна священномучеником Дионисием Ареопагитом).
Ангельские чины

Ангельские чины делятся на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В каждой иерархии по три чина.
В первый лик (высшая иерархия) входят Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафимы имеют пламенную любовь к своему Создателю, отчего и получили свое название (ивр. сараф – «пылающий», «огненный»).
Серафимы представляют собой шестикрылых Ангелов, наиболее приближенных к Богу. “Сераф” на иврите, означает “огненный ангел”. Окончание “-им” говорит о множественном числе. Но в русском языке при заимствовании слова «seraphim» восприняли форму как единственное число, поэтому было образовано и множественное число, Серафимы.
Их любовь к Своему Создателю неизменна и непоколебима, Серафимы не способны изменяться к худшему и всегда неукоснимо исполняют свой чин. Они сходят на землю в образе молний или огненных столбов и вихрей, воспламеняя и зажигая Божественную любовь в сердцах людей.» Единственное упоминание о Серафимах встречается в Книге пророка Исайи 6:2 “Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал”.
Следующий чин – Херувимы. Ситуация с заимствованием аналогична: форма множественного числа «cherubim» была принята, как единственное число, и после образовано множественное число, Херувимы. Они изображаются четырехкрылыми и четырехликими Ангелами. Пророк Иезекииль лицезрел их в образе человека, льва, вола и орла. Это говорит о сочетании разумности, силы, повиновения и быстроты. Просвещение – главное служение Херувимов. Согласно мнению Дионисия Ареопагита имя Херувимов означает знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие, преподавать и сообщать другим дарованную им самим мудрость.
Еще один чин Ангелов первого лика – Престолы. На них образно восседает Господь, они носят Бога и выполняют Его волю. Изображаются Престолы в виде колёс с крыльями и глазами в подножье Христа.
Второй лик (средняя иерархия) составляют Господства, Силы и Власти. Господства главенствуют над последующими Ангелами. Они напутствуют и просвещают земных правителей, являются их наставниками. Также способствуют человеку одержать верх над своими пагубными страстями.
Силы изображаются в образе Ангелов, обладающих Божественной властью. Они совершают чудеса и дают благодать прозорливости и чудотворения угодникам Божиим. Людям же они помогают иметь стойкость и терпеливость в трудах, дают духовную силу и мужество.
Власти обладают силой укрощения падших ангелов и повелевают стихиями. Также как и Господства и Силы, Власти изображаются в виде Ангелов.
В третий лик (низшая иерархия) входят Начальства (Начала), Архангелы и Ангелы. Начала указывают путь к исполнению Божественных повелений, а также оберегают народы и страны.
Архангелы – начальники Ангелов. Они провозвещают волю Божию человеку. Среди Архангелов занимают особое место Архистратиги Небесных воинств. В православии встречается упоминание о восьми Архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Салафииле, Иегудииле, Варахииле и Иеремииле.
Михаил (с евр. — «кто как Бог») — Архистратиг бесплотных Сил.
Гавриил (с евр. — «муж Божий») — служитель Божественной крепости и вестник тайн Божиих.
Четыре имени встречаются в неканонических книгах:
Рафаил (с евр. — «помощь Божия») — целитель недугов.
Уриил (с евр. — «огонь Божий») — служитель Божественной любви, возжигающий в сердцах любовь к Богу и просвещающий светом Богопознания.
Селафиил (с евр. — «молитва к Богу») — служитель моления, научающий молитве.
Иеремиил (с евр. — «высота Божия»). Он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу.
Кроме того, благочестивое предание говорит еще о двух Архангелах:
Иегудиил (с евр. — «хвала Божия») — помощник в трудах и ходатай наград трудящимся во славу Божию.
Варахиил (с евр. — «благословение Божие») — служитель Божиих благословений.
И последний чин – Ангелы. Они наиболее близки к людям, являются посредниками воли Божьей, защитниками и хранителями. В этом случае слово «Ангел» означает чин Небесных Сил. В другом смысле этого слова, более обширном, Ангелом является представитель любого из девяти чинов Небесной иерархии. В православии каждому христианину во время Таинства Крещения даруется свой Ангел Хранитель, который будет оберегать от всего дурного и молиться перед Богом.
Архангел Михаил

Над всеми Ангельскими чинами Богом поставлен Архистратиг Михаил, значение имени которого с еврейского языка переводится «кто как Бог?» в понимании, что никто не равен Богу. Церковное Предание уверяет, что именно этим возгласом Архистратиг Михаил остановил бунт денницы против Бога и низверг его с Небес.
В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу
Так как Архангел Михаил является главнокомандующим непобедимого войска Небесных Сил, то он особо помогает в военных делах, покровительствует военнослужащим, солдатам, которые оберегают свои земли, государство, имеют крепкую веру и честь. Но при этом считается, что образ святого помогает всем, кто имеет отношение к водной стихии, в первую очередь, морякам. В храмах служат молебны святому воинству. Архангел Михаил также считается как заступник душ умерших. «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
История празднования Собора Архистратига Михаила
Из книг, входящих в состав Ветхого и Нового завета, мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, вестниках Божиих. Множество случаев явления их людям давно известны. Уже в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение о том, что нельзя молиться напрямую Христу, а необходимо обращаться к Ангелам. Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолопоклонения.
В начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе (за несколько лет до I Вселенского Собора) было осуждено данное еретическое мнение об ангелах как творцах и повелителях Вселенной. На Соборе было принято православное почитание Небесных Сил бесплотных, а праздник был установлен 8 ноября (по ст.ст.). Эта дата была выбрана в связи с тем, что восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия. Святые отцы называют «восьмым днем», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). Девятый месяц года, который раньше начинался с марта, указывал на девять чинов ангельских. В праздничном величании перечисляются имена чинов ангельских: «Величаем вас, Архангели, Ангели, Начала, Власти, Престоли и Господствия, Силы и Херувими, страшная Серафими, славящих Господа».
Архангел Михаил в Ветхом Завете

Архангел Михаил в Священном Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается первым борцом против диавола и всякого беззакония, распространяющегося среди людей. Именно поэтому Михаила часто называют греческим словом «архистратиг», т. е. главный военачальник, старший воин, первый вождь.
Упоминание имени Архангела Михаила в Ветхом Завете встречается несколько раз. Самое известное - низвержение денницы с Небес. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис) 12:7-9)
Также в Ветхом Завете Архангел Михаил выступает как покровитель и защитник иудейского народа, об этом говорят следующие чудеса:
- Предводительство израильтян во время исхода из Египта (Ветхий Завет, Исход 14:19; 23:20). Архистратиг оказывал помощь в виде облачного столпа днем и огненного ночью.
- Преграждение пути пророку Валааму и его ослице (Ветхий Завет, Числа.22). Валаам имел славу пророка, считалось, кого он благословит, тот будет благоденствовать, кого проклянет, тот будет проклят. Так царь моавитский призвал пророка к себе, чтобы Валаам проклял евреев. На пути к царю путь пророка преградил Архангел Михаил с обнаженным мечом. Но пророк его не увидел, в отличие от ослицы. Валаам стал бить животное. После трех ударов ослица сказала ему человеческим голосом, зачем он бьет ее. После этого и сам пророк увидел Архистратига Божьего, пал на землю и трижды произнес благословение на народ израильский.
- Явление Иисусу Навину и напутствие о том, как взять город Иерихон.
- Уничтожение войска ассирийского царя Синнахериба (или Сеннахериба). "И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые" (Ветхий Завет, книга 4 Царств.19:35).
- Спасение святого пророка Даниила в львином рве. Пророк был оклеветан перед царем и брошен ко львам. Архангел закрыл пасти львам, так что Даниил остался невредимым. А также чудесным образом переместил пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы тот покормил Даниила. После этого Архангел возвратил Аввакума назад в Иудею.
- Спасение трех отроков в огненной пещи. Архангел Михаил остудил воздух вокруг юношей, так что они не пострадали. Вавилонский царь увидел, как четверо в огне приносят хвалу Богу и прекратил казнь.
Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила
Конечно же, всех чудес не перечесть. Но можно привести пару ярких событий, через которые Архангел Михаил явил волю Божию и милость.
В XI веке некий юноша узнал о спрятанных богатствах. Он решил найти клад и отдать его на благоукрашение афонского монастыря Дохиар. С ним также отправились несколько иноков, которые подверглись искушению. Они решили утопить молодого человека и забрать клад себе. Привязав камень на шею юноше, они сбросили его в море. Но произошло чудо: среди водных глубин явился Архангел Михаил и мгновенно перенес юношу в церковь обители. Найденные сокровища были возвращены в монастырь. Юноша стал монахом, игуменом, а после и почитаемым святым Варнавой Дохиарским.
В XIII веке монахи страдали от нехватки питьевой воды. Архангелы явили еще одно чудо: они показали участок земли, где был сооружен колодец с кристальной водой. Место это находилось на территории монастыря.
Если брать во внимание историю нашего государства, то здесь также немало чудес, явленных Господом через Архангела Михаила.
Во времена татаро-монгольского ига на Руси Архистратиг Михаил отвел войско хана Батыя от Великого Новгорода. Они уже подходили к городу, как вдруг внезапно развернулись и ушли. После сам хан Батый, увидев изображение Архангела Михаила, сказал: «Он запретил мне идти на Великий Новгород». Так Архистратиг охранял и защитил город.
В годы Великой Отечественной войны Архистратиг Божий оказывал свою помощь людям. Чего стоит рассказ Героя Советского Союза летчика-истребителя Михаила Девятова. В феврале 1945 года он с группой товарищей совершил побег из немецкого лагеря на вражеском самолете-бомбардировщике. Только через сорок лет после этого чудесного спасения Герой Советского Союза признался, что ему помогал Ангел, который длительное время являлся ему. А в тот знаменательный день и сопровождавший его. «Ты - Михаил, и я - Михаил» – именно такие слова Архангел говорил летчику.
Чудо Архангела Михаила в Хонех

Множество и других историй известны нам, но есть еще одна о которой мы расскажем отдельно. Это событие, которое показывает нашу духовную природу постоянной борьбы добра и зла, и которое имеет глубокий нравственный и поучительный смысл, потому как учит оно нас не отчаиваться, верить и в любых жизненных обстоятельствах возлагать надежду и упование на Божью помощь.
Речь идет о чуде, которое произошло в IV веке в древнем городе Колоссы. В нем был построен храм в благодарность Архистратигу Михаилу за исцеление дочери. По молитвам отца к Архангелу его дочь исцелилась у источника. После этого чудесного исцеления многие люди, даже других конфессий, шли к источнику с надеждой и после обращались к Христовой вере.
На протяжении 60-ти лет в храме служил праведный Архип. В его житие говорится о том, что язычники хотели уничтожить храм, для чего объединили две горные реки в одно русло, чтобы течением разрушить сооружение. Святой Архип обратился с горячей молитвой к Архистратигу, чтобы Он уберег храм. Архангел явился ему и своим жезлом рассек гору, куда и были направлены бушующие воды реки. Храм уцелел. Место, где произошло чудо стало называться Хона, что значит «отверстие, расселина». Сейчас этот город находится на территории современной Турции.
Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

В иконописи Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.
На иконе Михаил попирает ногами диавола, в левой руке у него зеленая финиковая ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой запечатлен червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа (драгоценный камень) – в левой.
Рафаил изображается с сосудом в левой руке (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой- остриженное птичье перо для помазывания ран.
Уриил – в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил в деснице (правой руке) держит венец из золота, в шуйце (левой руке) – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил изображается в одеждах с множеством розовых цветов.
Иеремиил держит в руке весы.
Молитвы Архистратигу Божьему Михаилу
Ежедневно люди в мыслях и в молитвах обращаются к небесам за помощью. Кто-то молится в храмах, кто-то дома, также можно подать имена для молитв на нашем сайте в разделе “Заказ треб” или перейдя по ссылке.
Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (глас 4):
Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (глас 2):
Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.
Молитва 1‑я Архангелу Михаилу
Вели́кий архистрати́же Бо́жий, Михаи́ле, победи́тель де́монов, победи́ и сокруши́ всех враго́в мои́х ви́димых и неви́димых. И умоли́ Го́спода Вседержи́теля, да спасе́т и сохрани́т меня́ Госпо́дь от всех скорбе́й и от вся́кой боле́зни, от смертоно́сной я́звы и от напра́сной сме́рти, о, вели́кий арха́нгеле Михаи́ле, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2‑я Архистратигу Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, раб Бо́жиих (имена), от все́х ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.
Комментарии ()