Юность отрока Варфоломея

Биография преподобного Сергия Радонежского — это не просто рассказ о жизни одного святого, а живая летопись духовного возрождения Руси.
Тихо, незаметно для мира начиналась жизнь того, кого позднее назовут отцом всей земли Русской — наставником, молитвенником, заступником.
Преподобный Сергий (в крещении его звали — Варфоломей) родился в 1314 году недалеко от Ростова, в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Точной даты рождения не сохранилось, но в Церкви память святого чтится как особый праздник — 8 октября (25 сентября по старому стилю).
У Варфоломея было двое братьев — старший Стефан и младший Пётр. Родители воспитывали детей в православной вере и учили детей жить по совести.
В детстве Варфоломей проявлял необыкновенное стремление к тишине, молитве и духовной жизни. Слушая, как в храме читают Евангелие, он чувствовал, как в душе что-то откликается, поэтому больше всего на свете Варфоломей хотел научиться читать Священное Писание. Но учёба давалась ему очень тяжело. Его братья хорошо учились, а ему не давались даже простейшие тексты. Но мальчик не отчаивался. Каждый день он обращался к Богу: « Господи, помоги мне понять, научи!» — и продолжал пытаться, несмотря на неудачи.
Однажды, Варфоломей встретил старца — монаха, который выслушал мальчика, помолился вместе с ним, благословил и дал кусочек просфоры. После этой встречи Варфоломей начал постигать грамоту с удивительной лёгкостью. Это было настоящее чудо. Но самое главное — Варфоломей научился не просто читать, он понял, что Господь открывает двери тем, кто умеет ждать и верить. Этот урок стал началом его святой жизни. Он всё чаще уходил в молитвенное уединение, избегая мирской суеты, и уже тогда его сердце готовилось к великому делу — служить Богу и людям.
Инок Сергий — основатель обители Святой Троицы

После смерти родителей юный Варфоломей, уже принявший монашеский постриг с именем Сергий, ушёл в глухой лес вместе со своим братом Стефаном. Это было место уединения, молчания и суровой природы, недалеко от нынешнего Сергиева Посада. Там, на высоком холме среди сосен, они воздвигли простую деревянную келью и маленький храм в честь Живоначальной Троицы. Вскоре Стефан не выдержал тягот уединённой жизни и покинул лесную пустынь. Сергий же остался один — в тишине, в лишениях, но с живой верой и непрестанной молитвой. Со временем рядом с преподобным стали селиться иноки — те, кто искал тишины, молитвы и жизни с Богом. Смиренно, без громких слов, но с глубокой верой и непрестанным трудом, Сергий положил начало обители, которая спустя века будет названа сердцем Русской Церкви — святой Троице-Сергиевой Лаврой.
К 1345 году на этом месте окончательно сформировался монастырь, живущий по строгому общежительному уставу – с общим трудом, общей трапезой и братским единством. Сергий Радонежский не ставил себя выше других, жил так же, как и братия: трудился наравне со всеми, молился, выполнял простые послушания — тем самым являя пример смирения и истинного монашеского подвига. Он не стремился к руководству, но братия сама просила быть их духовным отцом и наставником, и вскоре Сергий был рукоположён в иеромонахи, чтобы совершать Божественную литургию и окормлять собравшихся вокруг него иноков.

Так деятельность Сергия Радонежского стала живым источником духовного возрождения Руси. Он не просто основал монастырь в глухом лесу — он зажёг свет веры, который и сегодня освещает путь всей России. Имя преподобного Сергия распространилось далеко за ее пределами. Люди уважали его как святого, который много молился, вел скромную жизнь и защищал родную землю. Сергий был наставником князя Дмитрия Донского, крестил его детей и помогал в важных государственных делах.
В 1744 году обитель получила высший церковный статус — лавры. Сегодня Троице-Сергиева Лавра – величественный архитектурный ансамбль, окруженный мощными крепостными стенами, протяжённостью около полутора километров. Внутри находятся около 50 строений, среди которых особенно выделяются древнейшие памятники: белокаменный Троицкий собор (1422–1423), для которого великий иконописец Андрей Рублёв написал свою бессмертную икону «Троица», и редкая по архитектуре Духовская церковь с колокольней (1476 года постройки).
Особое значение приобрело недавнее событие: возвращение оригинала иконы «Троица» Андрея Рублёва. После многих лет, проведённых в музейных залах, эта святыня вернулась туда, где в 1425 году была написана — в родные стены Троицкого собора. Теперь она снова занимает своё законное место, воплощая живую связь времён и духовное наследие Руси.
Обители, основанные Сергием Радонежским
По Божьему промыслу преподобный стал не только наставником братии, но и устроителем новых обителей. По его молитве и с его участием появились обители, ставшие духовными опорами в нелёгкое для Руси время. Наследие Сергия — это не только стены и уставы, но прежде всего дух братства, смирения и тишины, которые живут в этих обителях и сейчас.
Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Владимирская область

В 1358 году преподобный Сергий Радонежский на время покинул Троицкий монастырь и основал обитель на возвышенном берегу реки Киржач. Там, вместе с братией, он построил деревянную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и выкопал колодец — чистый источник, ставший символом духовного очищения и Божией благодати.
Сегодня Благовещенский монастырь в городе Киржаче — это действующая женская обитель. Вокруг источника построена часовня, и верующие сюда приходят за исцелением, укреплением веры и душевным миром.
Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область
Преподобный Ферапонт Белозерский был одним из духовных учеников и последователей Сергия Радонежского. Он подвизался вместе с ним в Троицкой обители и был воспитан в духе той самой жизни — в смирении, молитве и труде. Именно по благословению Сергия, Ферапонт отправился на север, где в 1398 году основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы — будущую Ферапонтову обитель. Это место сохраняет в себе ту же традицию братского единства, строгости и тишины, которую преподобный Сергий передал своим ученикам.

Ценность Ферапонтовской обители — фрески великого Дионисия, выполненные в 1502 году. Они сохранились почти в первозданном виде, и считаются шедевром древнерусского искусства. В 2000 году монастырь включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как один из лучших образцов православной архитектуры XV–XVII веков на Руси.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Основан в XV веке на бескрайних островах Белого моря, монастырь быстро стал духовной крепостью на Руси: массивные стены высотой до 11 м, семь ворот, восемь башен, колокольня и ряд каменных храмов. Эта крепость из грубых валунов и красного кирпича строилась на протяжении 12 лет (1582–1594 гг.)
Его основатели – Зосима, Савватий и Герман – черпали вдохновение в уставе и духе преподобного Сергия Радонежского. Как и великий московский старец, они выбрали путь смирения, молитвы и непреклонной веры, поставив перед собой цель – поближе к Богу, вдали от суеты мира.
Каждый, кто ступает на Соловецкую землю и сегодня ощущает прикосновение к великому духовному прошлому Москвы и Севера, к тому устою, что начинался с молитвенного подвига Зосимы, Савватия и Германа, вдохновленных примером Сергия Радонежского.
Богородице-Рождественский (Бобренев) монастырь, Коломна

Мы уже ранее упоминали, что, преподобный Сергий Радонежский был духовным наставником князя Дмитрия Донского. Именно его благословение стало опорой для князя в решающем походе, завершившемся победой на Куликовом поле — событии, которое навсегда вошло в народную память как свидетельство Божией помощи и заступничества. В благодарность за дарованное спасение и в память о великом сражении в 1381 году воевода Дмитрий Боброк-Волынский, один из ближайших сподвижников князя, с благословения преподобного Сергия, основал монастырь около Коломны. Он был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в народе за ним закрепилось теплое и простое имя - Бобренев монастырь.
Сегодня монастырь действует как мужская обитель, духовная жизнь которой сохраняет связь с молитвой Сергия, прозвучавшей более шести веков назад.
Свято-Троицкий монастырь, Рязань

О каждом монастыре, основанном самим преподобным Сергием Радонежским или его учениками, можно рассказывать с особым трепетом: каждая обитель — со своей историей, своей молитвой, своей святостью. И всё же, среди всех этих святынь, особенно хочется сказать о Троицком монастыре в Рязани.
По преданию, именно на этом месте преподобный Сергий останавливался во время своей миротворческой миссии, стремясь примирить рязанского и московского князей. Не мечом, а словом, не угрозой, а молитвой он стремился исцелить раны разделения и указать путь к миру — путь Христов. С той поры место стало намоленным. Здесь укоренилась память о Сергии как о примирителе и молитвеннике, и из этой памяти в 1386 году выросла обитель, посвящённая Святой Троице — как символу единства, любви и мира.

Все обители, основанные Сергием Радонежским – духовное свидетельство того, что молитва одного человека может изменить историю, восстановить разрушенное и возродить надежду. Именно поэтому в таких местах мы особенно ощущаем духовную близость преподобного Сергия, его молитвенное присутствие помогает нам и продолжает освящать наши сердца в самые сложные моменты.
Чудеса Сергия Радонежского
Чудеса, связанные с именем преподобного Сергия Радонежского происходили в тишине, без громких слов, но оставляли глубокий след в душах тех, кто становился их свидетелем. Церковные предания хранят множества фактов о дивных событиях прошлого и настоящего, происходивших по его молитвам: слепые начинали видеть от одного прикосновения, хромые вставали на ноги, немые обретали дар речи.
С особой любовью народ помнит, какую роль сыграл Сергий в духовном укреплении князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Он благословил князя, предсказав победу, и послал с ним иноков Пересвета и Ослябю. Именно с этой победы начинается освобождение Руси от иноземного ига.
Еще одним из самых трепетных чудес стало явление Пресвятой Богородицы преподобному. Когда он молился в своей келье о судьбе обители, ему явилась Царица Небесная в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Она сказала, что молитва преподобного услышана, утешила старца и, благословляя его монашеские труды, пообещала Своё вечное покровительство Троице-Сергиевой обители.
Много дивных чудес совершается и в наши дни по молитвам к преподобному Сергию. Люди с верой приходят к его раке, просят и получают утешение, исцеление, мудрое решение трудных жизненных обстоятельств. Его молитвенное заступничество ощущается живо, как и прежде, — будто он и сегодня стоит рядом, слышит и помогает.
Преставление игумена Сергия
Преставление Сергия — это не прощание, а обет:
«Я с вами. И буду молиться за вас».
Когда Господь забирает к Себе праведника, земля будто замирает на миг: так было и тогда, в далёком 1392 году. Преподобный Сергий умер как истинный подвижник — в тишине, без суеты, с открытым сердцем и упованием на милость Божию.
Он чувствовал, что его час близок. За несколько дней до кончины он передал игуменство своему ученику преподобному Никону, созвал братию, благословил каждого, наставил жить в молитве и покаянии. Братия вспоминала, что “в тот момент в монастыре воздух стал прозрачным, легким и воцарилась такая тишина, как будто сама земля затаила дыхание”.
Почитание Сергия игумена Радонежского
После преставления преподобного Сергия любовь к нему только усилилась. Люди стекались к его могиле, молились, просили помощи — и получали услышанное. Его имя передавалось с трепетом, как молитва.
В 1422 году, при строительстве нового Троицкого собора, были обретены нетленные мощи Сергия Радонежского. Это было знаком свыше — подтверждением святости, которую уже чувствовали сердцем. В том же году Сергий был канонизирован Русской Церковью, и с тех пор почитается как великий молитвенник и заступник всей земли Русской. Но главное — его почитание живо не в словах, а в делах: в том, как люди и сегодня идут к нему с молитвой, как ищут у его раки утешения, как чувствуют его тихую, но сильную помощь. С этим сердечным почитанием неразрывно связаны и иконы преподобного Сергия Радонежского. Они появились вскоре после его кончины и с тех пор стали неотъемлемой частью домашней и храмовой молитвы.
Преподобный Сергий Радонежский. Иконы
Его портрет можно увидеть на многих иконах, картинках и фресках — обычно в монашеском одеянии, с крестом или свитком в руке.
Покров с образом прп.Сергия, 20-е годы XV века

Одним из самых древних и достоверных образов преподобного Сергия Радонежского считается надгробный покров, вышитый около 1422 года, вскоре после обретения нетленных мощей святого, как знак особого почитания и молитвенной памяти. Считается, что некоторые мастерицы могли помнить облик преподобного лично, поэтому и образ святого на покрове получился особенно достоверным: не только в чертах лица, но и в глубине внутреннего состояния — в тишине молитвы, отражённой в его взгляде.
Этот надгробный покров стал не просто памятником любви к святому, но и первым известным примером церковного шитья надгробного покрывала, тем самым положив начало особой традиции молитвенного искусства в истории Русской Церкви.
Явление Богоматери прп.Сергию, Святая Троица, 1-я треть XVI века

Этот образ родился в стенах самой Троице-Сергиевой обители и с течением веков почти не претерпел изменений — потому как сам сюжет живёт в сердцах верующих, как событие истинно духовное, связанное с явлением Пресвятой Богородицы. Мы о нем рассказывали ранее.
Преподобный Сергий изображен в глубоком молитвенном предстоянии, рядом его ученик Михей. Богоматерь — в царственном покое, с опущенной десницей, жестом благословения и утешения. Богородица держит в руке игуменский посох — как бы вручающий Сергию попечение не только о монастыре, но и о всей Русской земле. Над сценой — образ Пресвятой Троицы, как небесное знамение и духовный венец происходящего.
Прп. Сергий Радонежский с житием, около 1510 года, мастерская Феодосия

Одна из самых проникновенных житийных икон святого Сергия. Преподобный изображён в строгом монашеском облачении, в правой руке — благословение, в левой — свиток с отеческим словом, которое и сегодня звучит, как личное наставление. Вокруг — 17 клейм с важнейшими событиями его жизни: от детства до чудес, от явления Богородицы до тихого отшествия ко Господу.
Через каждую икону, будь то древний шитый покров, житийный образ XVII века или современная доска с его строгим ликом, — преподобный и сегодня говорит с нами: просто, по-отечески, с любовью.
Образ Сергия Радонежского в живописи
Образ преподобного Сергия стал вдохновением не только для иконописцев, но и для русских художников, стремившихся передать в живописи внутреннюю чистоту и духовную силу, которые веками вдохновляли русский народ.
Видение отроку Варфоломею» — Михаил Нестеров

В творчестве Михаила Нестерова много произведений, посвящённых преподобному Сергию Радонежскому. Одной из самых известных стала картина 1889 года, на которой запечатлён трогательный момент: отрок Варфоломей встречает в лесу незнакомого старца. Тот даёт ему вкусить просфору — и именно с этой встречи начинается духовный путь будущего святого, полный молитвы, смирения и тишины.
Сергиева-Троицкая Лавра, Апполинарий Васнецов, 1913год
На этой акварели художник с воссоздал первые дни жизни обители преподобного Сергия. Деревянный храм, сосны, простые кельи — и монахи, занятые делом и молитвой. Всё здесь дышит тишиной, трудом и верой.
Нет золота куполов, нет величия — но уже есть главное: начало пути, освящённого духом смирения и любви к Богу.

Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Юрий Пантюхин (2007)

На этом полотне художник запечатлел священный момент благословения, когда преподобный Сергий вручает великому князю духовный дар — христианскую стойкость, необходимую перед битвой с Мамайем.
Старец изображён в тишине молитвы, с крестом в руках — как с невидимым оружием веры. Князь смиренно склонён, готовый принять не только благословение, но и духовную ответственность за Русь. Позади — монахи, воины. Всё в этой сцене говорит о главном: победа начинается не с меча, а с молитвы и благословения.
Храмы на Руси, посвященные преподобному Сергию Радонежскому
Память о преподобном Сергии жива не только в книгах и иконах — она воплотилась в храмовых стенах, вознесённых в его честь:
Храм преподобного Сергея Радонежского в Троице-Сергиевой лавре (г. Сергиев Посад) — был построен в 1692 году над его честными мощами и стал первым храмом, посвященным святому после его канонизации.
Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва) — один из древнейших московских храмов, построенный в честь святого в XV веке.
Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынке (Москва) —на этом месте существовал храм с конца XIX века, современный храм возвели в 2014-2017гг.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва) — красивейший образец московского зодчества, тесно связанный с историей старообрядчества, Первоначально деревянный, построен в начале XVII века, первое каменное здание упоминается с 1722 года
Сергиевский собор в г. Пушкин (Царское Село) — построен в 1894 году по указу императора Александра II в память о святом как покровителе воинства.
Храмы, посвященные преподобному Сергию Радонежскому, воздвигнуты не только в Москве и Сергиевом Посаде, но и во многих других городах России — в Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Владивостоке. Они есть и за пределами Отечества — в Сербии, Грузии, Германии, США, Белоруссии, а также на Святой Горе Афон. Это живое свидетельство того, что имя святого чтится и любимо повсюду, где живёт православное сердце. Эти храмы стали тихими островками молитвы, где и сегодня чувствуется незримое присутствие святого и продолжается его духовное попечение о людях.
Судьба мощей преподобного Сергия Радонежского и его обители в Советские годы
Советское время стало для Русской Церкви временем испытаний, скорбей и страданий. Не избежала этих испытаний и Троице-Сергиева лавра.
В 1920 году монастырь был официально закрыт, братия разогнана, часть арестована. Храмы лавры использовались как склады, музеи, казармы. Молитва на время стихла в стенах, которые веками хранили тишину покаянных слёз и литургий.
Но главное сокровище обители — святые мощи преподобного Сергия — были сохранены. Их не уничтожили. По промыслу Божьему, они остались в пределах лавры, хотя были изъяты и помещены в музей. Их можно было видеть лишь как исторический экспонат, но даже за стеклом к святому шли люди, молились, прикладывались, и многие свидетельствовали о помощи.
В 1946 году, когда отгремели грозы войны, Троице-Сергиева Лавра была возвращена Церкви. Вместе с нею — и великая святыня: мощи преподобного Сергия. С тех пор в храмах обители безостановочно звучит живая молитва, и паломники идут к святому через церковные врата — с верой, надеждой и глубокой благодарностью в душе.
Эта история — свидетельство того, что святыни не исчезают, даже если их прячут. Там, где есть вера, память и молитва — есть и присутствие Божие. Преподобный Сергий остался с народом даже в самые тёмные времена — как светильник, неугасимый и тихий.

Молитва Сергию Радонежскому
Тропарь, глас 4
И́же доброде́телей подви́жник, я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га, на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней, в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м; те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух, Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́. Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре, и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́, посеща́я чад твои́х, Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.
Кондак, глас 8
Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне, и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав, вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́, и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́; тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя. Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти: ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.
Молитва
О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.
Вопросы к статье:
Преподобный Сергий — это не просто один из святых, а живая душа Руси, отец и молитвенник, к которому с верой идут и сегодня. Его называли «игуменом земли Русской» за ту великую духовную роль, которую он сыграл в жизни народа: воссоздание духа братства, молитвы, смирения и любви к Богу.
Сергий не стремился к власти или славе. Его подвиг был в тишине, молитве, смирении и братской любви. Он стал живым примером христианской жизни и основал Троице-Сергиеву Лавру, ставшую духовным центром страны.
В детстве Варфоломей с трудом учился грамоте. Но после встречи со старцем-монахом, вкушения просфоры и молитвы — он внезапно стал легко понимать чтение. Это событие считается первым чудом на его жизненном пути.
Да. Даже в годы гонений Лавра была закрыта, но мощи остались целы. Сегодня они почивают в Троицком соборе и доступны для поклонения.
Лавра расположена в городе Сергиев Посад, недалеко от Москвы. Это не просто монастырь, а духовное сердце России. Каждый может приехать туда, помолиться у мощей преподобного, попросить его заступничества, укрепиться душой и сердцем.
Многие обители, как основанные самим преподобным, так и его учениками, стали крепостями духа во времена испытаний: Киржачский Благовещенский монастырь, Ферапонтов монастырь, Соловецкий монастырь, Бобренев монастырь, Троицкий монастырь в Рязани. Есть и другие монастыри, в которых и сегодня живёт та же молитвенная тишина, тот же дух братства, который некогда посеял Сергий.
Множество чудес приписывается молитвам преподобного: исцеления, помощь в трудных обстоятельствах, укрепление веры. Особо известно его благословение князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и явление Пресвятой Богородицы в ответ на молитву Сергия о своей обители. Чудеса преподобного происходили без шума и славы — но с великой силой. Слепые прозревали, хромые шли, а унылые — обретали надежду. Главное чудо — это изменение сердец. И сегодня, у раки святого, люди получают исцеления, ответы на свои молитвы, поддержку в трудных обстоятельствах.
Перед Куликовской битвой Сергий благословил князя Дмитрия Донского и предсказал победу. Он послал с ним своих иноков — Пересвета и Ослябю. Эта духовная поддержка стала переломом в истории. Победа началась не с меча, а с молитвы.
Эта икона была написана специально для Троицкого собора Лавры в честь преподобного Сергия. В ней — не просто сюжет, а дыхание самого святого: любовь, тишина, единство. В наши дни икона вернулась в стены обители, и это стало настоящим духовным возвращением.
Церковь чтит память святого дважды в год: 8 октября (25 сентября по старому стилю) — день его преставления и 5 июля — день обретения святых мощей. Это дни особой молитвы, когда преподобный особенно близок каждому молящемуся.
Его образ — это воплощение смирения, мудрости и молитвы. Потому храмы в его честь есть не только в России, но и в Сербии, Германии, США, на Афоне и других странах. Его почитание объединяет православных во всём мире.
Сергию Радонежскому обращаются в разных ситуациях и просят помощи в учёбе — особенно детям и молодёжи; молятся о мире и согласии в семье, в народе, в душе; о духовной поддержке в трудностях и унынии; о правильном жизненном выборе и добром пути; о здравии, благополучии и внутреннем покое. «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас» — эти слова помогают обрести свет и надежду даже в самые трудные дни.
Пример простой, искренней веры, стремления к тишине и духовной жизни, силы молитвы и любви к ближнему — всё это особенно ценно в наше суетное время. Люди идут к нему как к живому — за советом, утешением и молитвенной помощью.
Комментарии ()